Образование

Журналистское образование: точка зрения студента

Сегодня  человечество вступает на новую ступень развития общества, где основным требованием становится интеллектуализация работников ведущего направления развития РФ – медиаиндустрии. Следовательно, такая сфера, ежедневно имеющая дело со всеобъемлющими потоками информации, испытывает необходимость в поиске сравнительно новых, иных подходов, к преподаванию журналистики, в частности.

В течение долгого времени как зарубежные, так и российские теоретики пытаются найти ответ на вопросы «каким должен быть журналист?», «получать ли вывшее образование по журналистике?», «обязательно ли наличие журналистского образования и какие преимущества оно дает?». На сегодняшний день, нам кажется, нельзя дать точного, а главное объективного ответа на волнующие будущих журналистов вопросы. Но, Павел Дудкин – студент третьего курса журналистского факультета Казанского федерального университета, раскрыл свою точку зрения по поводу проблемы качества журналистского образования в России.

— Как думаешь, зачем людям высшее образование?

У нас в обществе так принято. После школы ты должен получать высшее образование, потом работать . Вообще, у нас много стереотипов, оставшихся со времён советского союза. Что-то до сих пор актуально, а что — то себя изжило. Но есть люди, которые осознанно поступают в университеты и идут получать то самое высшее образование. Я могу отнести себя к этой категории молодых людей. Люди хотят получать актуальные знания, которые помогут им в их работе. Это основная причина. У нас очень много завышенных ожиданий по поводу знаний и качества образования

— Павел, почему выбрал именно специальность «Журналистика»?

Это снова связано с завышенными ожиданиями. Наверное, я с трудом вспомню, что именно стало причиной моего выбора. Слишком много факторов, влияющих на это: от качества преподавания отдельных предметов в школе(повлиявшего на то, что мне этот предмет не нравился , и я сделал соответствующие выводы, хотя и ошибочные) до образа журналиста в моих тогдашних глазах. Человеческая память реконструктивна, поэтому я не стану сейчас приводить в пример свои воспоминания. Точно знаю, что я всегда был правдорубом и искренне верил в то, что журналист — это тот человек, который добивается правды и справедливости.

— Что нравится в учебе по выбранному тобой направлению?

Мне нравится, что у нас на факультете учится очень много творческих ребят, с разнообразными интересами и своим бэкграундом. К сожалению, некоторые из них слишком быстро перегорают, как это чуть не случилось со мной на втором курсе. Когда я поступил на журфак, я переживал поочерёдно несколько стадий: восхищение, разочарование и чуть-чуть смирения, но что-то случилось, появился какой-то человек — пример в моей жизни и смирение сменилось усилиями над собой и борьбой. На факультет часто приходят журналисты-практики, которые могут поделиться своим опытом, задать направление и заразить духом борьбы и работы.

Так же есть очень умные, опытные преподаватели . На их лекциях ты узнаешь много нового и перенимаешь их багаж знаний.

— Как можешь кратко описать свою учебу в университете?

Меня одновременно радует и огорчает то значение, которое придают у нас в университете предмету Физкультура. С одной стороны это здорово, когда ты можешь позаниматься в зале, побегать . Во-первых, это бесплатно, во-вторых, это полезно для здоровья и поддержания себя в тонусе. Но отчисления из-за физкультуры и то количество отработок, которые могут накопиться — это нонсенс. Кстати, на втором курсе меня два раза почти отчислили. Но это не связано напрямую из-за физкультуры.

Сейчас приходится совмещать учебу с работой , а также уделять время языковым курсам и финансовому клубу по несколько раз в неделю. Университет — это не только пары, это ещё и люди, это студенческие объединения и клубы( парламентские дебаты, бизнес-кейс клуб, финансовый клуб) и тд. Поэтому если ты хочешь развиваться, ты найдёшь, чем заняться. Но иногда и этого мало , и я чувствую стагнацию. Приходиться давать себе пинка, чтобы не стоять на месте.

— Оправдались ли твои ожидания относительно уровня преподавания и непосредственно процесса получения знаний?

Не совсем. Опять же, как сказал выше, есть интересные преподаватели, а есть те, которые знают меньше, чем студенты или дают устаревшие знания.

— Что можешь сказать по поводу развития современного журналистского образования?

Мне кажется, что сейчас очень сложный период не только для журналистского образования, но и для образования в целом. Мир стремительно меняется, появляются новые технологии, стираются барьеры и границы. А университет должен готовить специалистов, которые будут востребованы на рынке сейчас , а не в прошлом веке. Я не анализировал и не сравнивал журналистское образование в мире. Думаю, что за какой-то период времени студентам нужно дать те базовые навыки, основываясь на которые они будут развиваться и постоянно учиться новому самостоятельно. Человек ведь не может всю жизнь учиться в университете. Ну и должна быть какая-то базовая программа знаний, которые студент обязан освоить для общего интеллектуального уровня. Без знаний ты не можешь стать личностью. Чем больше ты знаешь о мире, тем больше у тебя возможностей. Надеяться только на технологии — глупо . Сейчас по поисковым запросам, приложению «Здоровье» с шагомером и твоим Лайкам в Facebook можно понять, какой ты человек, манипулировать тобой и узнать причастен ли ты к убийству человека. Поэтому лучше обладать знаниями самому. Конечно же не для того, чтобы убивать кого-то(если вы не так меня поняли) . Возвращаясь к развитию современного журналистского образования… ну и думаю, можно сократить срок обучения, помогать изучать языки. Я разделяю журналистов на тех, кто обладает определёнными навыками работы с информацией и людей со своей позицией, личностями . А как становятся личностями? Проходя через разные ситуации, обстоятельства, работу над собой. Высшее образование — один из аспектов становления личностью . Потому что только такой человек может стать настоящим журналистом. А остальных могут заменить и роботы.

— Как думаешь, стоит ли сегодняшней молодежи связывать свою жизни с журналистской? Поступать амбициозным молодым людям на факультеты журналистики или это пустая трата времени?

Ну я не могу решать за других людей. Если хотят, пусть поступают на журфаки. Я захотел, поступил. Моментами жалею об этом. Но людям свойственно сомневаться. И что значит стоит ли поступать амбициозным? То есть, если он поступит с амбициями на журфак, они пропадут? А если он поступит с амбициями на юрфак или эконом? Произойдёт то же самое? Это же не от факультета зависит.

Но если говорить о первой части вопроса, то опять же, ситуация не стабильна. Сегодня в стране не лучшие времена для журналистики, но кто знает, может через 5 лет все изменится. Вдруг нашему правительству что-то в голову взбредёт. Никто не убережен от ошибок, провалов и никто не запрограммирован заранее на успех. Жизнь — это борьба. А мы надеемся на лучшее и смотрим с оптимизмом вперёд.

— И наконец, по-твоему мнению, какие преимущества дает профессиональная и специализированная подготовка журналистов в России?

Если ты реально учишься и тебе повезло с преподавателем, то ты точно не будешь свиньей на убой. Будешь понимать, где пропаганда, а где новости. Поймёшь, что такое социально-ответственная журналистика. Будешь медиаграмотным, что значит — научишься в информационном шуме фильтровать информацию и не быть перегруженным. Ну и многое другое, о чем говорят нам преподаватели на первом курсе.

Мулия Майкл Шумахер

Комментировать

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Самые популярные новости

Вверх